Поездка на север

Воспоминания.

О поездке на север я задумался еще зимой. За несколько месяцев собралась группа единомышленников. Для сплава была выбрана одна из таежных рек Архангельской области. Во время подготовки, у нас было разработано несколько детальных маршрутов сплава, с волоками и подъемами по речкам и озерам. Окончательно определиться с маршрутом, было решено на местности, в зависимости от уровня воды в реках. Время в сборах прошло довольно быстро и вот, в конце июня, вагон с суеверно несчастливым номером 13 поезда Москва-Архангельск везет нас на север. Двадцать часов пути, проведенные за обсуждениями предстоящего похода, под мерный перестук колес поезда пролетели совершенно незаметно.

Архангельск

Утренний Архангельск встретил нас оптимистичной солнечной погодой. Мы заранее, еще в Москве, чтобы не усложнять себе жизнь общественным транспортом, заказали такси до начальной точки нашего сплава. Правда с такси вышла небольшая накладка — вместо обещанного нам Форда Транзит, с глубочайшими извинениями нам предоставили грузопассажирскую Газель и Ниву. Через час пути по грейдеру, который, к слову, «Севералмаз» содержит в отличном состоянии, проехав через несколько КПП, мы прибыли к отправной точке нашего маршрута.

Начало сплава

Перед нами была красивая малая речка с кристально чистой водой. Ее ширина в том месте, откуда мы планировали стартовать, едва достигала семи метров. К этому времени всем уже не терпелось поскорее на воду, поэтому быстро надув байдарки, упаковав все вещи, искупавшись в студеной воде, перекусив и приняв по пятьдесят грамм за начало экспедиции, мы отправились в путь. В первый день сплава рыбалкой почти никто не занимался, все больше любовались местными красотами и дышали свежим воздухом.

В этот же день видели нескольких лосей на водопое и неимоверное количество уток со своими выводками. Вдоволь налюбовавшись природой и надышавшись непривычно свежим и легким, после Москвы, воздухом, мы достали спиннинги, и вот первая рыба похода — хариус, красивая, сильная и, что немаловажно, крупная. В основном нам попадались особи от пятисот грамм до килограмма. Для такой речушки можно сказать трофейные экземпляры!

Первый улов

Помня о нашей основной цели, сильно не задерживались с рыбалкой на первой речке и за второй день не спеша проплыли двадцать пять километров. Немного портит радостную картину неожиданно начавшийся, во второй половине дня, ливень. На следующий день у нас запланирован сплав до крупного притока и подъем по нему на 8 километров. Вторая речка сильно отличалась от прозрачной Кепины. Вода торфяная, темная, средние глубины больше, зато течение спокойнее, а небольшие перекаты чередуются с длинными плесами. Видовой состав рыбы тоже поменялся, основными объектами стали окунь и щука.

Завершив подъем по реке поздно ночью, белые ночи позволяют плыть круглосуточно, быстро поставив лагерь и обсудив дальнейший маршрут, легли отдыхать. Здесь мы предстали перед выбором: либо дальше подниматься по реке, либо тащить вещи до соседней системы озер (около двух километров от реки). Большинством голосов, к последующему сожалению, решились на волок. Не буду утомлять читателей подробностями, скажу только, что вещи мы перетащили за три изнурительных захода и двенадцать часов времени. В конце все участники похода буквально падали с ног от усталости.

Двенадцати часовой волок

Лагерь мы расположили на берегу озера, рыбалка на котором особых результатов не принесла и думаю, виной тому было цветение воды. Не удовлетворившись таким результатом, ближе к вечеру мы решили сходить половить на соседнее озерцо. Оно поменьше, такое типичное таежное озеро, с болотистыми берегами, темной водой, кувшинками, небольшим плавающим островком и глубиной у берега метра два. Непродолжительная рыбалка принесла окуней и щучек, самая большая добыча была в районе двух килограмм.

Таежное озеро

На следующий день мы выдвинулись плыть далее, сначала по одному озеру, после чего перетащили вещи до другого волоком. После предыдущего, этот, метров в шестьдесят, показался приятной легкой прогулкой. Закончив с вещами, мы принялись искать исток небольшой реки, который выглядел как заросли тростника, в которых и пришлось сначала плыть.

Исток

Буквально через километр-полтора начались завалы деревьев, которые пришлось распиливать, чтобы продвинуться дальше.

Пилим

Часть мы перетаскивали поверху, другую часть протаскивали снизу, самые большие обносили по берегу. В итоге, из запланированных двадцати, за день проплыли максимум четыре километра.

Еще один из множества вариантов преодоления завала

Рыбалка разочаровала не меньше – рыбы не было вообще никакой. Следующий день прошел в таком же режиме. На третий стало значительно легче, и мы дошли до середины реки, где она стала шире, благодаря притокам с болот. Поменялся и ее характер: стали попадаться перекаты. За четвертый день мы прошли оставшуюся половину реки. Несложно подсчитать, что вместо предполагаемых двух дней, на Верхотину мы потратили все четыре. Зато, словно в награду за труды, вторая половина реки оказалась рыбной. Было поймано много довольно крупного хариуса, а на перекатах попадались экземпляры в килограмм весом.

К вечеру мы наконец-то доплыли до устья, где река впадает в озера. На одном из встретившихся мысов, нашли подходящее место для стоянки и решили на нем сделать днёвку. Большинство участников экспедиции решили следующим днем отдыхать, ну а мы с напарником по байдарке, прямо с утра поплыли на рыбалку, решив заодно исследовать озеро. Проплавали мы там до самого вечера. Озеро оказалось довольно глубоким, не менее двадцати метров, возможно и больше, с множеством заливов и потрясающе красивыми берегами. Из рыбы нам попадался только окунь, не очень крупный, но зато его было много, и ловился он очень легко.

Где-то 12 ночи

На следующее утро, подкрепившись, наш отряд отправился дальше, из озера в сторону моря. В самом верховье ничего особо интересного не было, река не глубокая, шириной метров пятнадцать, со спокойным течением, заросшая водорослями. Ловился в ней в основном окунь.

Голодный северный окунь

Через десяток километров река стала «ломаться», и начались перекаты, на каждом ловились щуки. Одна-две с каждого переката, все стандартные, около двух килограмм. Там, где мы ждали хариуса, кумжу или семгу, клевала щука.

«Перекатная» щука

Первая семга была поймана на следующее утро. Клюнула в затишке между перекатами на вертушку 5 номера. Первые секунды после поклевки, мне казалось, что это очередная щука, но как только в воде сверкнул серебристый бок, адреналину в крови прибавилось. В следующую секунду рыба сделала свечку, а затем еще одну, но вываживание длилось не долго, благо снасть позволяла управлять рыбой, и вот три с половиной килограмма серебра на берегу. После короткой фотосессии благородный лосось был отпущен. В эту рыбалку, кроме нескольких окуней, мы больше ничего не поймали.

C&R

Днем мы устроились в байдарках, и весь день активно плыли, периодически облавливая интересные места. Проплыли в этот день много, да и река радовала – сначала она стала более быстрой, перекатистой, на всех перекатах ловились щуки и окунь, периодически попадался хариус, но он был не очень крупный. Позже река поменяла свой характер, став широкой и медленной. Из-за общей усталости, рыбу уже мы почти не ловили. На следующий день, проплыв совсем немного по времени, максимум часа три, встали на высоком урезе. Берег возвышается над рекой метров на пятнадцать, сверху ровная продуваемая площадка, снизу шумит перекат. Отсюда открывался шикарный вид на реку. Здесь мы и решили сделать очередную дневку.

На дневке

Утром, пока все спали, мы с напарником, как и в прошлый раз, отправились вниз по течению порыбачить. Прошли вниз пару километров до притока, при этом преодолев несколько перекатов уже больше похожих на настоящие пороги. Приплыв к притоку обнаружили узенький, шириной полметра, ручеек. Местами небольшие ямки глубиной до метра, вода цветом как крепкий чай. Подходя к первой яме, заметили убегающую рыбу. Неспешный заброс через яму принес свои плоды и вот, на крючке бьется небольшая рыбка, форелька грамм на четыреста.

Форелька

Идем за форелькой

Красивая, интересная ловля на очень красивой речке. Здесь мы провели пару часов, выловив за это время около трех десятков разно-размерных форелек, и отправились в сторону лагеря, попутно облавливая перекаты с порогами.

На перекатах хорошо ловится товарный хариус, окунь. На одном из них, проводя вертушку между крупными валунами, последовала мощная поклевка, с первых секунд стало понятно, что на крючке не щука, после не продолжительной борьбы на берегу оказалась кумажа, весом около килограмма.

Кумжа

На следующее утро встали очень рано, ведь за этот день нужно было проплыть сорок километров, до устья. Наспех позавтракав, собрали вещи и выплыли в 9 утра. Последний день нашего сплава, как и почти все предыдущие выдался жарким. Не слишком усердствуя веслами, мы сплавлялись вниз, облавливая интересные места. Хариус, щука, окунь попадались почти на каждом перекате. На одном из них мы нашли кумжу, которая неплохо ловилась, самый крупный экземпляр был чуть более 2 кг.

Чем ближе мы подплывали к Белому морю, тем сильнее менялась река. Постепенно появились длинные песчаные отмели, течение замедлялось, сама река становилась шире. Наконец, к девяти часам вечера мы приплыли в поселок Мегра, который был конечной точкой нашей экспедиции.

Дальше была поездка на колоритном грузовике вдоль моря до следующего поселка. Был полет на кукурузнике до Архангельска, во время которого я понял, что мне не нравится летать на Ан-2. А затем был поезд домой, в Москву, в который мы загружались уставшие, но полные впечатлений от этих двух недель.

И на последок, краткий видео-отчет: